Статьи и обзоры nachodki.ru

В АИРО обсудили проблемы перехода от знаниевой к деятельностной парадигме

26 ноября в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова прошел практический семинар «Проблемы и перспективы реализации ФГОС в образовательной организации» для руководителей образовательных организаций общего образования и их заместителей.

Семинар провел кандидат психологических наук, проректор Открытого института «Развивающее образование» заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов Московского городского педагогического института, международный эксперт по оценке качества образования, руководитель Некоммерческого партнерства «Авторский клуб» Владимир Львовский.


Основная цель мероприятия – анализ актуальных проблем, относящихся к управленческому и содержательному аспектам реализации ФГОС общего образования в образовательной организации, включение механизмов осмысления и принятия решений руководителями образовательных организаций, обеспечивающих переход от знаниевой к деятельностной парадигме.

Исполняющая обязанности директора АИРО им. А.М. Топорова Марина Дюбенкова открыла семинар, отметив его актуальность и важность в свете тех стремительных изменений, которые происходят сегодня в государственной политике в сфере образования.
Участники смогли не только обсудить вопросы по реализации ФГОС со специалистом деятельностного подхода, но и пытались проанализировать и спроектировать урок в деятельностном формате.
В начале семинара Владимир Львовский рассказал о тенденциях и направлениях развития современного образования, отметив актуальные проблемы, связанные, прежде всего, с вопросами мотивации учащихся к обучению, а также проблемы перехода от традиционного обучения к деятельностному формату.
«Основное решение существующих проблем мы видим в переходе от знаниевой парадигмы к деятельностной, - отметил Владимир IMG 1373Александрович. – Но, к сожалению, этот переход происходит очень сложно. В результате работы с учителями и студентами в рамках курсов повышения квалификации мы с коллегами обнаружили некоторые технологические решения, как сделать так, чтобы переход происходил реально, фактически, а не на бумаге и в наших представлениях. Этот переход заключается в том, что мы разработали некий «мостик», технологию, которую назвали задачный подход, применяемый при работе с учителями».
О задачном подходе, его роли при переходе от знаниевой к деятельностной парадигме, разнице задачного и системно-деятельностного подхода, который сегодня предлагает ФГОС, о том, что было в исходном замысле, когда стандарты создавались, что хотели получить и что в результате получилось, рассказал Владимир Львовский в ходе своей лекции.
На примере темы «Круговорот воды в природе» было показано, как строится традиционный урок, а как следует строить современный урок на основе деятельностного подхода к обучению и как задачный подход поможет учителю при переходе от знаниевой к деятельностной парадигме. Объединившись в группы, участники мероприятия попытались спроектировать собственный урок, поставив цели учителя и задачи для учащихся, что является важным при создании урока в деятельностном формате, затем просмотрели фрагменты двух уроков, проанализировав их с точки зрения знаниевого и деятельностного подходов.
Просмотрев урок, проведенный Владимиром Львовским в деятельностном формате, руководители образовательных организаций увидели основные различия традиционного обучения и обучения системно-деятельностного, а также возможную модель проведения урока деятельностного формата.

Справка: мероприятие организовано АИРО им. А. М. Топорова при участии Министерства образования и науки Алтайского края совместно с Московским городским педагогическим университетом и Некоммерческим партнерством «Авторский клуб».